Тезисы лекций часть 14

Основные недостатки существующей сетки экономических районов:

  1. практически универсальное использование для решения разнохарактерных и разноэтапных задач (текущих и стратегических);
  2. разномасштабность отдельных районов, сильно различающихся экономическим потенциалом;
  3. недостаточно полное и последовательное отражение принципа территориальной специализации;
  4. чрезмерная дифференциация в пределах многих районов на ресурсы многоцелевого назначения.

В мае 2000 года на территории россии образовано семь федеральных округов: северо-западный, центральный, приволжский, Северо-кавказский, Уральский, сибирский, дальневосточный. Во главе федерального округа стоит полномочный представитель Президента российской Федерации.

Наряду с экономическими районами для стратегического анализа и прогнозирования применяется деление России на два макрорегиона: Запад (европейская часть и Урал) и Восток (Сибирь и Дальний Восток).

Макрорегионы - это крупные экономические зоны страны с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил, зависящими от сочетания и концентрации природных ресурсов, исторических факторов, хозяйственного становления и регионального распределения населения.

Кроме того, в экономических исследованиях используются укрупненные экономические районы (примерно 5—8), а также смешанные схемы объединения экономических районов, например выделение европейского "ядра" и периферийных северных, южных и восточных регионов.