На первом этапе земельной реформы преобладал метод бесплатного наделения земельными участками новых землепользователей или закрепления участков за старыми землепользователями. Посредством среднерайонных земельных долей происходило выравнивание размеров землевладения.
Предполагалось, что второй этап реформы будет базироваться на механизме перераспределения участков между субъектами земельного права путем регулирования земельного рынка, т. е. в форме купли-продажи земельных участков или прав на их использование.
Первый сегмент земельного рынка — продажа земельных участков гражданам для личного подсобного и дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства и садоводства. Его функционирование не вызывает каких-либо разногласий. Этот рынок в основном обеспечен нормативной базой.
Второй сегмент — продажа земельных участков для предпринимательской деятельности. Здесь покупателями являются граждане, их объединения, приватизированные предприятия, местные органы власти.
До настоящего времени осуществление основных направлений реформы в российских регионах по своей сути не отличается.
Падение сельскохозяйственного производства в последние годы в региональном разрезе происходило неравномерно, в целом в Российской Федерации сокращение сельскохозяйственного производства, по данным за 1990—1998 гг., составило более 50%. Хотя спад в этой сфере затронул все области и территории, на первых этапах он оказался более значительным именно в традиционно аграрных регионах. В Ростовской области, Ставропольском и Краснодарском краях индекс продукции сельского хозяйства в 1993 г. по отношению к 1990 г. составил соответственно — 70, 75 и 77% при среднем значении по России — 83%, а за 1997 г. — 50, 60, и 62% при среднем по стране — 73%. Сходная ситуация наблюдалась в Орловской, Белгородской, Курской, Воронежской областях, в Поволжье.