Региональный рынок (часть 3)

Региональный потребительский рынок воздействует на ряд фаз, тесно связанных между собой в едином процессе: потребности на­селения региона — производство (предложение) — денежные до­ходы населения — реализация (торговля) — потребление (удовлет­ворение потребностей).

Организационно региональный потребительский рынок пред­ставлен сетью магазинов розничной и мелкооптовой торговли, оптовыми базами, посредническими организациями, различными предприятиями сферы услуг региона. Выходят на потребительский рынок в качестве продавцов и предприниматели без образования юридического лица. Им противостоят покупатели, реально пред­ставленные домохозяйствами. Такова субъектная определенность регионального потребительского рынка.

В России в качестве региональ­ных выделяют следующие потре­бительские рынки:

  1. экономического района, в РФ в настоящее время их, как известно, одиннадцать: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный (кроме того, отдельно рассматривается Калининградская область);
  2. края, области, республики, округа (или их группы);
  3. города;
  4. района;

Региональные регулирующие органы используют следующие методы для воздействия на потребительский рынок:

  1. прямое директивное централизованное установление цен и тарифов на продукцию и услуги общероссийских монополи­стов;
  2. установление федеральными и региональными органами пре­дельных посреднических наценок вне зависимости от числа посредников;
  3. снятие любого вида преград для конкретного ценообразова­ния в немонополизированных секторах экономики и т. д.